Собственно все на фото.Может кто то, где то увидит.Знает.
В лесу в районе Синявинских высот поисковики нашли обломки одноместного советского истребителя ЛаГГ-3. Отряды «Северное сияние» и «Крылья Родины» смогли поднять из болота фрагменты самолета, который был сбит 9 сентября 1942 года.
По стволу пушки специалисты установили, что истребитель падал с высоты почти вертикально. От мощного удара о землю самолет рассыпался на мелкие фрагменты. Они практически не сохранились, так как корпус, крылья и хвост самолета выполнялись из дерева.
Поисковики обнаружили фрагменты фюзеляжа, планшет с картой пилота и двигатель самолета. На металлическом фрагменте капота они также заметили четыре цифры - 2889. По ним специалисты установили имя пилота и его боевую машину.
Выяснилось, что с боевого задания 9 сентября 1942 года не вернулся сержант Иван Кузьмич Лякишев 1919 года рождения. Пилот родился в селе Новомихайловка Орловской области. Его самолет был сбит в ходе Синявинской наступательной операции, когда войска Волховского и Ленинградского фронтов попытались прорвать блокаду Ленинграда.
Кроме того, в прогнившем планшете пилота уцелела бумага. Она пролежала на глубине двух метров 81 год. В записках можно узнать позывной Ивана Кузьмича - «Буря». Летчик также зарисовал простым карандашом примерный план местности. В планшете также нашли две пустые тетради и командирскую линейку.
Как сообщили поисковики Санкт-Петербурга, пушка истребителя была заряжена 20-мм снарядами. В настоящий момент неизвестно, успел ли летчик в свой последний полет ударить по врагу. Останки пилота на месте крушения найти не удалось.
Дорогие наши друзья, подписчики и просто добрые и хорошие люди!♥ Сегодня нашему небольшому поисковому отряду исполняется 17 лет!🥳
За это время мы проделали много работы, в большей степени это именно поисковая работа. Поиск погибших в годы Великой Отечественной войны солдат - это основная задача нашего поискового отряда. Также за это время мы проводили работы в школах, в музеях, рассказывая и показывая молодому поколению о той войне и судьбах людей, которые тогда победили...
В этот значимый для нас день, я хочу сказать большое спасибо всем вам, тем, кто помогает нашему отряду проводить поисковые экспедиции. Кто помогает материально и поддерживает нас морально. Все вы для нас являетесь участниками нашего общего отряда, и объединяет нас - общее дело.
Спасибо вам!
За 17 лет, в отряде сменилось очень много людей. Те, кто стояли у истоков, к сожалению уже умерли... Те, кто приходят новые, на долго не задерживаются. Поэтому у нас сложился небольшой, но очень надёжный и дружный коллектив.
Но напомню, наш поисковый отряд открыт для всех!
Впереди нас ждёт много поисковой работы!
Огромное спасибо всем, кто с нами! ✊🏻♥🤝🏻🥳
Еще немного интересных находок.
Солдатские обереги.
Подписная ложка.
Утюжок, найденный на позициях.
Снарядная гильза 1916 года, найдена на окраине г. Ржева.
Минометная плита, так же найдена на окраине г. Ржева.
Задний номер от немецкой техники.
Значки "ГТО", мундштук и записка в хлорнице.
Остатки валенка и шерстяного носка.
То, что было в советской пулеметной ячейке (переноски для дисков от пулемета Дегтярева, ящик для ленты к пулемету Максима, катушка для проводов).
Немецкая манерка из этой же пулеметной ячейки.
Чайная ложка и остатки презерватива.
Карманные часы и солдатские медальоны.
Антуражная саперная лопатка.
Зубная щетка, сделанная в Ленинграде.
Бутылка с зажигательной смесью.
Остатки немецкого столового ножа.
Из советского блиндажа.
Вот такое попадается в лесу.
Боевой товарищ.
Завтра на поиск, всем спать!
Чтобы не постить здесь короткие видео, мы публикуем их в своем телеграм канале. И это не ради лайков или плюсов, а для информации и освещения поисковых работ нашего отряда. Всем большое спасибо за внимание. https://t.me/opolchenec1941
Недалеко от деревни Полятичи Кобринского района поисковики историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск-Брест» установили место падения самолета времен Великой Отечественной войны и подняли его. В нем находилось тело советского летчика.
Годы поиска в полях и архивах.
Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить.
Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге.
Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.
Чтоб завершился их полет…
Бойцы отряда «Авиапоиск-Брест» говорят так: «Когда ожидаешь многое, не получаешь ничего. Когда не ожидаешь ничего – получаешь всё». В первый же день оборудование для определения предметов на глубине, которым благодаря неравнодушным к сохранению памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны людям сейчас располагает отряд, помогло определить очень точно не только район, но и саму точку поиска.
Примечательно, что работы по подготовке к подъему скоростного бомбардировщика СБ начались 17 сентября. В этот день в Ганцевичах, что расположены в полутора сотнях километров от деревни Полятичи Кобринского района, хоронили, провожая в последний полет двух летчиков другого самолета, найденного также отрядом «Авиапоиск-Брест». Штурман лейтенант Николай Яковлевич Паншин 1909 года рождения и стрелок-радист младший сержант Николай Андреевич Лосев 1919 года рождения были членами экипажа бомбардировщика ДБ-3ф из состава 212-го дальнего бомбардировочного авиационного полка и погибли, выполняя боевое задание 24 июня 1941 года.
Всего же за 10 лет работы, бойцами отряда и их добровольными помощниками обнаружены места падения 55 самолетов, найдены и установлены имена 50 летчиков, не вернувшихся с боевых заданий.
В поиске истины.
Парни из отряда «Авиапоиск-Брест» признаются: самое тяжелое в поиске это не изнурительный порой физический труд, а мгновения перед началом работ по подъему самолета. Казалось бы, все подготовлено, предусмотрено, учтено, но груз ответственности перед теми, кто поверил, пошел навстречу, поддержал и помог, столь велик, что мышцы рук еще до использования лопаты наливаются свинцом и неистово стучит сердце… Наконец начинается работа. Снят верхний пласт грунта, уже глубина раскопа больше двух метров, а фрагментов самолета нет… Неужели «пустышка»?! Не может быть! Проверили работу поисковой «рамки» – норма, сигнал сильный и стабильный.
Решили копать до предела… Еще глубже в синюю глину уходит ковш экскаватора, и вдруг на поверхности мутной жижи появляются масляные разводы, а под ними часть лопасти воздушного винта – значит, не ошиблись в расчетах! Еще через несколько минут работы из ямы на поверхность подняли одну из стоек шасси, редуктор с лопастями.
Надо отдать должное профессионализму водителя-механика Александра Дежнева, сидящего за рычагами экскаватора – работал он виртуозно. Чтобы достать главную деталь самолета – двигатель с номером, пришлось углубить раскоп почти до 6 метров! Когда вылета стрелы экскаватора стало не хватать, в котлован спустились поисковики с лопатами и тут их ждало то, что они найти совсем не ожидали. Из грязи одна за одной стали появляться тупорылые чушки авиационных бомб! Об опасной находке тут же сообщили в дежурную часть.
Уже после того, как прибывшая на место раскопа группа разминирования вывезла пять бомб, под конец работ, когда отряд уже ничего стоящего внимания найти не ожидал, в раскопе под фрагментами кабины стрелка было обнаружено мумифицированное тело с хорошо сохранившимися петлицами младшего сержанта на гимнастерке. О найденном летчике сразу же сообщили сотрудникам Следственного комитета. По записям в найденном блокноте удалось установить, что бомбардировщик принадлежал 140-му скоростному бомбардировочному авиаполку.
Пылающее небо 1941-го.
140 сбап входил в состав 47-й смешанной авиадивизии Орловского военного округа. 23 июня 1941 года полк был передан в подчинение Западного фронта и перебазировался на аэродром Зубовка под Оршей. На вооружении полка были самолеты СБ и Пе-2. К боевым действиям 140 сбап приступил уже 24 июня. Выписка из оперативной сводки № 3 штаба 47-й смешанной авиадивизии за 24 – 25 июня: «140 сбап 24 июня 1941 с 17.55 до 18.05 последовательными ударами 2-х девяток атаковал колонну танков противника в районе: Грудополь, Мисловиды, Ивацевицы, мост через реку Щара. 8 самолетов 2 АЭ не возвратились на аэродром. 25 июня 1941-го 6 самолетами доразведка Картуз-Березы в период 12-16 часов последовательными ударами 2-х девяток атакованы танки и автомашины у станции Михалин, танки и пехота на автомашинах на шоссе восточнее Картуз-Березы, группу танков 5 км западнее Картуз-Березы. Потери за 24-25 – не вернулись на свой аэродром 15 самолетов. К 24 часам 25.6.41 части дивизии базируются на прежних аэродромах 140 сбап в составе 27 СБ на аэродроме Зубово, из них исправных 18, не исправных 9, в готовности 2».
Первые дни Великой Отечественной в попытке остановить продвижение немецких войск были трагическими для советской бомбардировочной авиации. Вынужденная действовать по складывающейся обстановке, без разведки и прикрытия истребителей, она несла большие потери.
Верить и ждать.
Уже потом, когда после следственных действий сохранившееся в болоте тело летчика было передано в морг Кобрина, а фрагменты самолета, обнаруженные в раскопе, были вывезены в Брест для подготовки к передаче в фонды мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», среди них был найден хорошо сохранившийся комсомольский билет. Погибший в небе Беларуси в далеком 1941-м летчик оказался уроженцем села Викодвора Ивановской области, младшим сержантом Петром Александровичем Шмыговым. Парню было всего 20 лет. 81 год он считался пропавшим без вести. Брестчане связались с российскими поисковиками из отряда «Вымпел», Евгением Агафоновым, командиром поискового отряда «Небо Родины», Дмитрием Артюхом из общественного объединения «Поисковое объединение «Часовые Памяти», и те в течение нескольких дней нашли его родственников.
– То, что будет установлена судьба еще одного воина, пропавшего без вести, то, что он будет похоронен с достойными его подвига почестями, все это заслуга не только поисковиков, – говорят бойцы отряда «Авиапоиск-Брест». – Это результат работы десятков людей, каждый из которых на своем месте в свое время внес свой вклад в одно общее дело. Это тоже наша с вами Победа!